Воскресенье,
 19.05.2024,
 03:15

МБДОУ Детский сад "БУРАТИНО" Кыринский район Забайкальский край

Вы вошли как Гость | Группа "Гость"
Родителям
Решаем вместе
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи заместителя заведующего по ВОР

Работа по ПДД в МАДОУ д/с "Буратино"

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

         С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах  родного  села, по стране  возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, особенно детей дошкольного возраста. Минобрнауки  Забайкальского  края в феврале 2015г. рекомендовало всем дошкольным образовательным  учреждениям  провести мероприятия по предупреждению  травматизма на дорогах  путем  ознакомления  дошкольников с правилами дорожного движения.

         Наш детский сад «Буратино»  весь осенний  период   посвятил теме «Безопасность»: с начала учебного года участвовали в районном месячнике безопасности. В планировании    рассматривались  вопросы: Как обеспечивается безопасность образовательного процесса в ДОУ?  Как обеспечивается   при возникновении чрезвычайных ситуаций в ДОУ: пожарная, антитеррористическая безопасность и т.д.

      Педагогическим советом была утверждена   годовая  задача   по формированию навыков безопасного поведения воспитанников через  ознакомление    с правилами дорожного движения.  Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

     Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной частью населения.  На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

  1. Ребёнок до 7 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
  2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
  3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
  4. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

           Поэтому именно мы, взрослые: родители и педагоги должны отрабатывать с ними стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах, научить их правильно ориентироваться в дорожной обстановке.  В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются, прежде всего, через пример, оценочные суждения взрослых (воспитателей, родителей, знакомых взрослых),  через поощрение желательного поведения детей. Воспитатели     в совместной деятельности (в беседах, в разборе опасных ситуаций на дороге, на прогулках)  подчеркивали ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи   доводились через  родительские собрания, индивидуальные консультации, родительские уголки, памятки   до сведения родителей.  

       Для нас, педагогов, очень значимо семейное  воспитание.   Потому,  что оно осуществляется постоянно, начинается с рождения ребёнка и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребёнку, если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов. Недаром  В. А. Сухомлинский  писал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». Поэтому, нам,  педагогам детского сада,  необходимо, чтобы  родители наших воспитанников были   нашими  союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах села.

     Весь коллектив  ДОУ  трудился над общим педагогическим проектом «Дети и дорога».  В основу  проекта легли    образовательная программа «Детство»,     основная образовательная программа  МАДОУ д/с «Буратино», парциальная программа “Безопасность” (О.Князевой, Р. Стёркиной – раздел “Ребёнок на улице города (села)”).

    Все мы, взрослые и дети: то пешеходы, то пассажиры и водители. Важно воспитать у дошкольников чувство ответственности за свое поведение на улице, и добиваться того, чтобы соблюдение правил  дорожного движения стало  для них привычкой. Такова первоочередная задача ДОУ и семьи.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, но они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.   Наши воспитатели  старались  доступно разъяснять правила детям, в игровой форме  через все разделы и направления программы доносили до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив  их содержание.

    Особое место в системе обучения детей  уделялось  изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать   с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

    Содержание образовательной деятельности  строилось с учетом   возрастных  особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте начинается  формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на дороге, улице, дворе. Детей   знакомили  с понятиями:

  • улица
  • дорога
  • тротуар
  • светофор (значение его сигналов)

Дети узнают, кто такие:

  • водитель
  • пешеход
  • пассажир

Для закрепления новых понятий, слов, представлений  с детьми рассматривались картинки, иллюстрации в книгах, плакатах по дорожной безопасности.  Воспитатели  знакомили  детей с грузовыми и легковыми автомобилями, учили различать трамвай, троллейбус, автобус. В целях наглядности использовали машинки - игрушки, сравнивали  между собой, объясняя опасность настоящего транспорта по сравнению с игрушечным.

Для развития правильной ориентации малышей   обучали  местонахождению предметов:

  • справа
  • слева
  • впереди
  • сзади
  • наверху
  • внизу

размерам предметов:

  • большой
  • маленький
  • широкий
  • узкий
  • высокий
  • низкий

умению сравнивать различные предметы по размерам:

  • ширина
  • высота
  • длина

в непосредственно образовательной деятельности    дети изучают новые слова по дорожной тематике:

  • руль
  • колесо автомобиля

Детям прививалось  умение ориентироваться на территории детского сада.

А также  (обязательно!) прививается привычка – находясь на улице, держать взрослого за руку.

     В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателем. Развивается их наблюдательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.

На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, пешеходные переходы, наземный - «зебра», подземный и наземный (мост) – в основном, дети бывают с родителями в городе, знают, что есть и такие переходы,  по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На занятиях педагоги   учат детей   составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации, обучаются умению определять расстояния до предметов:

  • близко
  • далеко
  • очень близко
  • очень далеко

изменения направления движения пешеходов и транспортных средств:

  • идет медленно
  • идет быстро
  • поворачивает налево
  • поворачивает направо
  • бежит
  • останавливается и т.д.

Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.

К пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.

На занятиях закрепляется понимание детьми опасных мест на улице и дорогах, развивается боковое зрение, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, а также формируется чувство опасности в дорожной среде:

  • умение наблюдать за движением транспорта
  • различать скрытую опасность (кусты, дома, припаркованные автомобили и т.д.)

Воспитывается и формируется привычка – находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.

     У детей старшего дошкольного возраста закрепляется умение свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателя и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями:

  • проезжая часть
  • тротуар
  • пешеходная дорожка
  • пешеходный переход
  • дорожный знак
  • светофор – транспортный и пешеходный
  • правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого

Во время целевых прогулок обращается внимание детей, что за крупногабаритным транспортом может скрываться маленький. Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов.

Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. Закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая -правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко-близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).

      В подготовительной группе продолжаются занятия по развитию познавательных процессов:

  • концентрация внимания
  • наблюдательность
  • развитие памяти
  • способность к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации

Дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают педагогу, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду; показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.

      Оформление детского сада соответствовало дорожной теме. Симпатичный и  почти нестрогий Светофор Светофорович приглашал ребятишек, педагогов и родителей окунуться в мир обучения правилам дорожного движения и правильного поведения на улице. Красочная наглядность оформленных стендов была еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы, обсуждения с ребенком по дороге домой, совместное рассматривание опасных ситуаций и общее решение, чего нельзя делать на улице. И  актуальное  правило для водителей к свои детям на сегодняшний день: посадил ребенка в машину, обязательно пристегни к креслу. Мы отвечаем за жизнь своих детей!  В отношении безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

      В рамках годовой задачи внутри сада проводился конкурс «Центр дорожной безопасности». Педагоги активно включились в поисково - творческий процесс. Сами проявляли творческие способности, и привлекали к пополнению своих центров по ПДД родителей.  Такое количество самых разнообразных, не похожих друг на друга, оригинальных светофоров и светофорчиков ( из CD – DVD дисков,  деревянные, фартук –светофор, трехцветные вязаные круги и  т.д.), пешеходных переходов (из дерматина, из пустых трубок  самоклеющихся обоев, картона) ,  интересно оформленных макетов улиц, перекрестков, домов.  А сколько дорожных знаков! От  настольных «магазинных» и самодельных (где дорожные знаки крепились и на аккуратно выпиленные деревянные  подставки, на половинки от киндеров, резинки – «стирашки», ватные палочки и др.) до напольных.  Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения  центры   пополнились  различными дидактическими играми согласно возрасту, настольными играми – лото, домино, со шнуровкой, на липучках, пуговицах, наглядными материалами (карточками с дорожными знаками и др.), художественной  литературой по ПДД, игрушками  различных видов транспортных средств, раскрасками и многое другое.

      Во всех приемных ДОУ оформлены информационные стенды для родителей, на которых расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические материалы, советы для родителей.

     Итоги конкурса были подведены по каждой возрастной категории. Победители определились в следующем порядке:

Среди подготовительных групп первое место заняла группа №4 (воспитатель Юдина Н.В.), среди старших групп фаворитом оказалась группа № 6 (воспитатель Бурлакова С.В.), среди средних групп – победитель -  группа № 3 (воспитатель Белкина И.Б.), во вторых младших «пальму первенства» разделили группы № 10 и № 11, также как и среди первых младших групп – первенство поделили группы № 13 и № 15.   Педагоги всех 15 групп были награждены Грамотами администрации ДОУ.

С 23 по 27 ноября в стенах   детского сада прошла Неделя педагогического мастерства «В гостях у Светофора Светофоровича».  Неделя была насыщена атмосферой дорожных знаков, мигающих сигналов всевозможных светофоров, физминуток с дорожной тематикой. Темы открытых НОД говорили сами за себя: «Безопасное поведение на дороге», «Красный, желтый, зеленый», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!», «Буратино, не спеши, правила дорожного движения повтори!», «Путешествие в страну Светофория» и др. Дети по очереди становились то пешеходами, повторяли правила пешеходного перехода, переходили «зебру»  на зеленый сигнал Светофора Светофоровича. То превращались в пассажиров автобуса, вспоминали  как правильно вести себя в общественном транспорте. А когда брали в руки машины, то были примерными водителями и пропускали пешеходов, соблюдая правила движения.

       Завершилась Неделя педагогического мастерства «Днем открытых дверей». Хочется выразить благодарность родителям, нашедшим в своем плотном графике работы немного времени и посетившим в этот день  мероприятия. Вы  взглянули на  своих детей другими глазами.  Сколько знаний и умений они вам продемонстрировали, как внимательно слушали каждое слово воспитателя, правильно старались выполнять задания. Для ребятишек важным были  похвала педагога и присутствие мамы или папы (дедушки или бабушки).

      Уже 2 декабря  детский сад радушно встречал гостей  из других детских садов района. Районный семинар «Дети и дорога» проводился в рамках годовой задачи, был завершающим этапом. Своим мастерством   и  опытом работы  по дорожной безопасности делились  Бурлакова С.В., Шеломенцева Т.А., Юдина Н.В.

    Дети старшей группы под руководством Светланы Викторовны хотели помочь Незнайке отремонтировать машины в его ремонтной мастерской. Но, чтобы добраться до Незнайки, надо долго ехать в автобусе, быть примерными пассажирами, на остановках выполнить задания, а потом еще правильно перейти  дорогу по зеленому сигналу светофора. Ребята показали отличные знания по правилам дорожного движения и успешно добрались до Незнайки.

    Татьяна Александровна со своими детьми средней группы сначала повторили правила поведения на улице. Поиграли в игру «К какому виду транспорта относится».  Дети охотно помогли воспитателю  построить  макет улицы, расставляли дома, машины, светофор, дорожный знак «Пешеходный переход».  В игровой форме учились быть пешеходами, переходить дорогу по «зебре», внимательно следя, какой загорелся свет. А в завершении занятия, превратились в пассажиров и весело с песней «Мы едем, едем в далекие края…» отправились в «путешествие»  по дорожным просторам.

    У Натальи Владимировны воспитанники почти «первоклашки», совсем скоро они самостоятельно начнут осваивать дорожную азбуку, изучать  маршрут   от дома и до школы. Ребята с полной ответственностью знатоков ПДД  выполняли задания. В стихотворной форме  проговорили, о чем говорят жесты регулировщика. И на музыкальной волне, песенке о правилах движения, закончили свое занятие.

     Ольга Борисовна подготовила интересный, насыщенный материал – презентацию  по организации работы ДОУ  по «дорожной» безопасности. Гости высоко оценили   знания и умения педагогов и воспитанников. Приняли к сведению опыт работы по проекту – презентации  «Свои имеют правила шофер и пассажир»   воспитателя средней группы Т.А. Шеломенцевой.   Очень тепло отозвались о самом ходе проведения районного  семинара. Приятно слышать, что труды и кропотливая работа коллектива  не напрасны, что опыт работы нашего ДОУ полезен  и приемлем в других детских садах.

       Итоги работы коллектива по  формированию навыков безопасного поведения детей  подводились   на педагогическом совете «Дети и дорога». Педагогический совет проходил в форме КВН. «Капитаны» (ими оказались воспитатели подготовительных групп Ольга Ивановна Климова, Наталья Владимировна Юдина, воспитатель средней группы Татьяна Александровна Шеломенцева)  заранее  определили свою команду (по педагогу от каждой возрастной параллели), подготовили к мероприятию свою визитку.

      Жюри представляли  «сотрудники ГБДД» в полицейских фуражках и с жезлами в руках.  С  этой ролью отлично справились  заведующая д/с Е.А.Климова и специалисты ДОУ Носырева Г.В., Казанцева И.А., Караваева О.В. У такого   жюри особо не забалуешь, чуть что – штраф и запись в протоколе.

     Но, команды подготовились на славу! Все участники КВНа были  со своими отличительными знаками, весело и задорно    приветствовали  друг друга и жюри.

Выступление начинает Команда «ПДДешка»:

 - Добрая волшебница дорог

Приветствует команды ваши.  

 Мы дружно скажем вам

 Привет! Привет! Привет!

Удачи пожелаем полну чашу!

 Ей вторит Команда «Веселый светофорчик»:

- Зовется  так  отряд наш

  И правила движения

  Узнать здесь каждый рад!

  И к вам сюда пришли мы с предложением:

«Не нарушайте правила дорожного движения!»

С ними соглашается Команда «Пешеходный переход»:

- Я – приятель пешехода,

Я – водителей гроза,

Пешеход! Решил дорогу безопасно перейти.

В этом я ему подмога,

Поспеши меня найти!

       Исследователи считают, что педагог, который рассказывает детям о безопасности и учит их действиям, должен сам развивать в себе определенные качества личности. Например, умение быстро реагировать и принимать правильное решение, как в педагогической разминке «Правила и безопасность дорожного движения». (Попробуйте, уважаемые читатели, сами ответить на некоторые вопросы):

- Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя.

а) Зажечь свечку.

б) Громко кричать, махать руками.

в) Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде светоотражатель.

- Как называются эти знаки?

  • Чёрный знак в красном кругу.  
  • Чёрный знак в красном треугольнике.  
  • Четырёхугольные синие знаки.  
  • Четырёхугольные  синие знаки.  

- Как правильно идти по улице, если нет тротуара?

- Наказание за нарушение ПДД ?...

      Очень интересным и познавательным  для педагогов было задание «Найди правильный ответ», связанное с историей возникновения технических средств.

Например, Когда человек в Египте приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, то родился первый пассажирский экипаж. Как он назывался? (Колесница). Или, Французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных экипажей. Как они назывались? (Омнибус) и т.д.

      Из блоков Дьенеша  команды составляли  свои  фантастические  автомобили «Чудо на колесах», давая простор творческому воображению. Геометрические фигуры превращались в замысловатые  «мегабиль», «провоз», «мегаполис на колесах».

       Конкурс капитанов был кульминационным в педагогическом совете. Один за другим всплывали на экране задания для наших капитанов: в соответствии с возрастными особенностями детей распределить задачи по программе «Детство» и программе «Безопасность»; смоделировать алгоритм составления рассказа по теме «Улица»; вспомнить, как называются   дорожные знаки на экране, и записать. Пока капитаны успевали составлять таблицу по образовательным задачам, схематично рисовать дома, цветы, «дорожный переход» и т.д., в это время остальная команда пыталась решать свои «головоломки». Бурное  обсуждение вызвало следующее задание: командам предлагалось определить (исходя из своего опыта работы и программного содержания), с какого возраста детям доступны те или иные знания. Например, у педагогов возник спор: с какого возраста  ребенок  «Имитирует   действия водителя» и «Знает о труде водителя». Оказалось, первое вводится с первой младшей группы (дети с помощью воспитателя изображают шофера, крутят рули или имитируют движения руля в воображении, гудят), а второе – знакомятся с профессией водителя в  средней группе.

   Память, внимание – как они очень важны для воспитателя, который обучает детей безопасности. Знают ли сами педагоги дорожные знаки, разбираются ли: какие запрещающие, предупреждающие, разрешающие (предписывающие). Конкурс «Умные дорожные знаки» (на классификацию) помог устранить все сомнения жюри. Педагоги быстро и правильно распределили настольные дорожные знаки, объяснили , что они обозначают, где применяются.

Пока жюри подводили итоги педагогического КВНа, команды репетировали песенки – переделки о правилах дорожного движения для заключительного  конкурса «Переделкино». Прозвучали  «переделки» на знакомые мелодии песен «Улыбка», «Облака – белогривые лошадки», «Пусть бегут неуклюже…».

Победителем педагогического КВН стала команда «ПДДешка».  С чем мы ее поздравляем! 

     Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них". Уверены, что эмоциональная память наших педагогов сохранит атмосферу  КВН.Мы, надеемся, что  проведенный педагогический совет в нетрадиционной форме, помог  нашим  педагогам глубже понять  тему по дорожной безопасности, добавить к своим имеющимся знаниям новое. А главное,

 мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

      И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто, прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

 Берегите себя и своих близких!

Заместитель заведующего

по воспитательно – образовательной работе

Казанцева О.Б.

 

 

 

Категория: Статьи заместителя заведующего по ВОР | Добавил: admin (02.02.2016)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]