Воскресенье,
 19.05.2024,
 06:14

МБДОУ Детский сад "БУРАТИНО" Кыринский район Забайкальский край

Вы вошли как Гость | Группа "Гость"
Родителям
Решаем вместе
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи заместителя заведующего по ВОР

Трудовое воспитание

Подходит к завершению работа по третьей годовой задаче:  «Формирование нравственных ценностей через приобщение детей  к трудовому воспитанию и познавательному развитию». Проведена огромная работа по ее реализации: оформлены центры природы во всех группах, прошла неделя педагогического мастерства. Дополнительную информацию можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»

Годовая задача «Формирование нравственных ценностей через приобщение детей 

к трудовому воспитанию и познавательному развитию».

1. Трудовая деятельность в  дошкольном образовательном учреждении  в свете ФГОС.

        Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

         В п.3.1 ФГОС ДО определены  требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

 Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком  в труде.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации  трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

 

            В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

 

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий  и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка…
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности);
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

 

Виды   труда в ДОУ

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя   компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив -  это причина, побуждающая к трудовой деятельности.  В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Цель - это то, к чему надо стремиться.  Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

Трудовые действия - это то,  при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную  посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование -  это умение предвидеть предстоящую работу

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к  планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

 

Результат – это показатель завершения работы,  фактор,  помогающий воспитывать у детей интерес к труду.  В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается    как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ,  разработанной с учетом примерной  образовательной программы дошкольного образования «Детство». В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

 

Старшая группа

 

Подготовительная     группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание

Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

 

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершенствуются.

 

 

Как видим, программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями  трудовой деятельности  обеспечивает активность и инициативу действий в  дальнейшей жизни воспитанников.

 

Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Ежедневно

 

Ежедневно

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

 

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

-

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

         

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).                                                   

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения,  приучающие их  к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий,  организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что  формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и  лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

 

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю).
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда

в природе

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

 Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи

Помогают воспитате­лям кормить птиц, (насыпать корм в кор­мушки)

 

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби­рают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

 

 

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.

 

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

 Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами  материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

 Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).

 

2. Санитарно-эпидемиологические требования к  организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.),  следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

Особо ценным является труд на воздухе.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать  внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Большое внимание в  образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения.   Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей  трудовой деятельности взрослых.

Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

СанПиН 2.4.1.2660-10

 

СанПиН 2.4.1.3049-13

3.1 При озеленении территории не проводится

 посадка деревьев и кустарников с  ядовитыми

плодами, в целях предупреждения возникновения

отравлений среди детей, и колючих кустарников.

 

3.16 При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены: площадки для огорода, ягодника, фруктового сада

 

3.1 При озеленении территории не

проводится посадка плодоносящих

 деревьев и кустарников,

ядовитых и колючих растений.

6.13  В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:

- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;

- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

- недопустимо принимать бродячих животных;

- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.

Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается

7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника)

7.5  Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях

12.22  Общественно-полезный труд детей  старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Буратино»

Неделя педагогического мастерства  (12.04. – 18.04.)

«Дошкольник и труд»

День недели

Группа

Мероприятия

07.04.

Средняя группа № 5

Воспитатель

Татьяна Александровна Шеломенцева

НОД «Зеленый ёжик» (хозяйственно – бытовой труд: посадка овса)

12.04.

Подготовительная группа №1

Воспитатель

Ольга Ивановна Климова

НОД «Наташка - замарашка» (хозяйственно – бытовой труд: мытье игрушек, уборка в группе, уход за цветами)

Подготовительная группа №4

Воспитатель

 Наталья Владимировна Юдина

Организация режимного момента - Труд в Центре  природы «Посев семян овощей»

14.04.

Вторая младшая группа

№ 12

Воспитатель

Татьяна Михайловна Пшенова

Трудовая деятельность в Центре природы «Посадка лука»

Первая младшая группа

№ 13

Воспитатель

Галина Николаевна Перфильева

НОД «Поможем кукле Оле одеться на прогулку» (навыки самообслуживания)

 

Первая младшая группа

№ 14

 Воспитатель

Наталья Ивановна Шеломенцева

Навыки самообслуживания в режимном моменте «Моем руки чисто, чисто»

Первая младшая группа

№ 15

Воспитатель

Зинаида Михайловна Алимасова

Навыки самообслуживания в режимном моменте «Водичка, водичка, умой мое личико»

Средняя  группа № 2

Воспитатель

Людмила Григорьевна Матвеева

Хозяйственно – бытовой труд (мытье игрушек)

«В гостях у Мойдодыра»

15.04.

Первая младшая группа № 7

Воспитатель

Валентина Карповна Шеломенцева

 Навыки самообслуживания в режимном процессе: мытье рук перед едой «Надо, надо умываться по утрам»

Вторая младшая группа № 10

Воспитатель

Ольга Васильевна Муратова

НОД «Поможем кукле Кате одеться на прогулку» (навыки самообслуживания)

Вторая  младшая группа № 11

Воспитатель

Татьяна Николаевна Чепизубова

Хозяйственно – бытовой труд (мытье стульчиков в группе) «Мы- маленькие помощники»

 

Старшая  группа № 8

Воспитатель

Валентина Дмитриевна Илюшечкина

Трудовая деятельность в режимном моменте (на прогулке)

«Трудовой десант»

18.04.

Старшая группа № 6

Воспитатель

Светлана Викторовна Бурлакова

НОД «Мы – ребята, молодцы! Посадили огурцы!» (труд в Центре природы)

 

Средняя группа № 3

Воспитатель

Ирина Борисовна Белкина

Развивающее НОД «В гости к Федоре» (хозяйственно – бытовой труд)

 

Старшая группа № 9

Воспитатель

Ирина Анатольевна Шишина

НОД  «Огород на окне» (труд в Центре природы)

27.04.2016г.

 

  • День открытых дверей в ДОУ по трудовому воспитанию.
  • Проведение районного методического объединения «Дошкольник и труд»

 

Категория: Статьи заместителя заведующего по ВОР | Добавил: admin (09.05.2016)
Просмотров: 2529 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]